13.02.2018 Год театра в отдельно взятом городе
Общероссийский год театра не состоялся. Было много разговоров о нём, но, что решено – то решено: 2018 - Год волонтёра. Однако в Каменске-Уральском Свердловской области этот год всё-таки стал Годом театра. Дело в том, что именно в этом году исполняется 75 лет существования в Каменске-Уральском профессионального театра. Предлагаем вашему вниманию отрывок из исторического очерка о каменском театре. Он написан известным в городе поэтом и журналистом Ксенией Шалобаевой. Этот же текст войдёт в книгу, которая готовится к изданию. Как известно, передвижная труппа, созданная ещё в 1924 году, до приезда в Каменск-Уральский, базировалась в Нижнем Тагиле.
4 глава. Начало пути.
В один из сентябрьских дней в театр приходит приказ о переводе коллектива в полном составе в Каменск-Уральский, где начнётся новый период в его творческой жизни.
Надо сказать, что театр в Каменске возник ещё до революции, так как потребность в нём у образованной части населения была всегда. Ещё в 1899, в год столетия Пушкина, любители организовали драматический кружок, и каменцы впервые в жизни увидели спектакли. Существование его не было долгим.
После революции самодеятельный театр «квартировал» в помещении кинематографа, который в 1907 году открыли также любители, отвоевав для него помещение бывших конюшен.
В первые же годы советской власти энтузиасты предприняли попытку превратить самодеятельный театр в профессиональный и отвести для него специальное здание. Протокол райкома РКП(б) от 23 июля 1923 года гласил: «Предложить фракции заводоуправления во что бы то ни стало добиться у Гормета согласия на передачу и переделку намеченного заводского склада под городской театр, не останавливаясь перед посылкой в Гормет специальных людей, желательно из ответственных работников. Правлению Дома культуры немедленно составить смету на переоборудование здания под театр. Тов. Дедюхину приступить к сбору средств на постройку театра путем увеличения стоимости билетов не менее как на 200% и различных отчислений и пожертвований от профорганизаций и хозорганов».
Вскоре здание заводских складов на центральной площади Старого Каменска было приспособлено под театр: имелись просторное фойе, вестибюль, зрительный зал на 360 мест и небольшая закулисная часть. Именно это здание досталось коллективу, наконец-то нашедшему в Каменске свой постоянный дом.
Проблем с ним, конечно, хватало. Особенно нелегко приходилось зимой. Отопительному сезону уделялось не меньше внимания и сил, чем собственно театральному. Чтобы обеспечить театр топливом на это время, еще осенью нужно было завести 250 тонн угля. С наступлением холодов штат театра пополнялся командой кочегаров, которые должны были неусыпно следить за системой, чтобы та не вышла из строя. Однажды старший кочегар Анна Соловьёва, устраняя последствия аварии, провела у котлов в кочегарке, не выходя, 7 смен, то есть 56 часов! За что получила благодарность, белую трикотажную рубашку и талоны на хлеб. А, бывало, до войны актёров премировали путёвками в Кисловодск, теперь же дополнительный паёк и новая рубашка, бывшая в дефиците, стали пределом мечтаний.
Несмотря на все старания, температура в зале часто не поднималась выше 14 градусов. Но зритель, пришедший на спектакль, не должен был ни о чём догадываться: ни о том, что актёры недоедают, ни о том, что репетируют в холодных помещениях, живут в бараке - ведь они пришли в театр отвлечься как раз от этой реальности, перенестись в другой мир, где нет холода, голода и тяжёлого труда...
А на сцене — настоящее волшебство - сказка "Хрустальный башмачок" по пьесе Тамары Габбе. Коллектив театра, впервые ставящий детский спектакль, приложил максимум усилий для того, чтобы создать яркое и красочное представление для юных зрителей. Что важно — в спектакле были заняты дети, с которыми занималась постановщица танцев Фаина Чайка. Но особенно потрудился над созданием особой, сказочной, атмосферы нового спектакля — и это отмечали все — главный художник театра Николай Клеев. На протяжении многих десятилетий он создавал сценические миры, в которых играли актёры и жили их персонажи. Детские спектакли особенно будили фантазию художника, позволяли развернуться во всю силу. Оформленные им спектакли производили на детей огромное, неизгладимое впечатление, они шли туда снова и снова и не хотели расставаться с театром. Так, по признанию нынешнего художественного руководителя театра Людмилы Матис, увиденный когда-то спектакль, с удивительными декорациями, так поразил её детскую душу, что, возможно, предопределил выбор профессии и весь последующий путь.
За сезон 1944/45 годов жители Каменска увидели спектакли «Встреча в темноте» Кнорре, «Поединок», «Урок жизни», «Бесприданница», «Песня о черноморцах», «Так и будет» Симонова. А во время зимних каникул школьники опять потянулись в театр — на новый детский спектакль "Сказка об Иване-Царевиче, о земле родимой, о матушке любимой" по пьесе Владимира Гольдфельда. И вновь особая благодарность объявляется Клееву, «стильно и красочно оформившему спектакль, вложившему в него, помимо труда и энергии, много яркой творческой фантазиии и любви к делу».
На фото из архива театра сценограф Николай Клеев и один из его эскизов декорации спектакля