История театра

История профессионального театра в Каменске-Уральском началась в тяжелое для страны время. В 1943 г. труппа Льва Эльстона, образованная еще в 1924 г. при содействии ПосредРабИса ("Посредничество работников искусств") – своеобразного актерского профсоюза в советской России и работавшая при заводе в Кабаковске (Серов), была перебазирована в Каменск-Уральский, где и получила постоянную прописку. (Карта перемещений труппы) Труппа, в числе многих, была создана центральными управленческими органами Советской власти как передвижной театр с постоянным составом.

Образованный изначально как Театр драмы и комедии, впоследствии коллектив получал такие названия, как "Уральский рабочий реалистический театр", (УРРТ), "Труппа Льва Эльстона", "Драма номер три". Последнее название и стало современным для коллектива. Оно вернулось к нему в декабре 2006 г.

В первые годы своего существования труппа ездила на заводы, прииски и рудники Северного Урала. За период с 1924 по 1927 гг. актеры труппы выступили на 48 сценических площадках. Их постановки за это время посмотрели больше трехсот тысяч зрителей. В репертуаре тогда значились: "Овод" Э. Войнича, "Париж" Э. Золя, пьесы Н. Гоголя, А. Осторовского, А. Чехова, М. Горького, А. Луначарского.

Великая Отечественная война застала театр в Нижнем Тагиле. В 1942 г. в коллективе была скомплектована фронтовая бригада, выезжавшая на Волховский фронт. Она показывала солдатам и офицерам спектакль "Человек с ружьем". Немало участников фронтовых бригад погибло под обстрелами и бомбежкой во время исполнения своего профессионального долга. Не вернулся из поездки на фронт и директор театра Сергей Петрович Волков – руководитель бригады артистов. Именно из Нижнего Тагила театр приехал в Каменск, где начался новый этап его творческой жизни.

В послевоенные годы в афише театра появляются названия пьес К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука. В 50-70-е годы ХХ века Каменск-Уральский театр – крепкий провинциальный коллектив, занятый в постановках современного репертуара и классики. В труппе театра в тот период успешно работали мастер сцены Н. Истомин, опытная актриса А. Самарина, воспитанники Уральского театрального института Суворова, Попов, Сабурова-Расковалова. Ведущее положение заняли талантливый актер Тарасов и молодой, набирающий силу, актер Н.Казарин, в репертуаре которого со временем появились роли мирового репертуара – Фердинанд, Отелло, Чацкий, Борис Годунов, Уриэль Акоста, Арбенин.

В театре работали уникальные люди, сюда приходили навсегда. Долгие годы незаменимым художником театра, великим тружеником оставался Н. Клеев. Всю свою жизнь служили каменскому театру заведующая реквизиторским цехом Т. Блюмберг и костюмер А. Рослякова.

В 60-70 годы прошлого века театр располагался в уникальном архитектурном комплексе Старого Каменска – здании провиантских складов Каменского завода. В те годы горожане относились к театру благоговейно, для похода в театр выбирали лучшие наряды, женщины брали с собой вечерние туфли. Театр в городе любили. Его невозможно было не любить, когда на сцену выходила актриса яркого дарования, заслуженная артистка СССР З. Расковалова. Зрители верили ей безоговорочно. Это была страстная, темпераментная актриса. Исключительно хороша она была в главной роли донской казачки Клавдии Пухляковой в спектакле "Цыган" по пьесе А. Калинина. Да и партнеры были ей под стать! Е. Гассин. Это была, как говорится, порода: рост, крупные черты лица, огромные глаза, шевелюра… Таким же мощным, колоритным выглядел П. Хромовских в "Ермаке". Другим был Э. Шумахер, человек огромной внутренней культуры, душевной тонкости, удивительной преданности театру. Зал плакал, сочувствуя его героям: Леонидику из "Моего бедного Марата" А. Арбузова, Мураду из "Похожего на льва" Р. Ибрагимбекова, Зяблику из "Города на заре" того же Арбузова.

 Обозначено на карте google

Не всегда везло театру с режиссурой. Но такие не слишком благополучные периоды сменялись яркими плодотворными сезонами. В 1975-1978 гг. театр возглавляет опытный крепкий режиссер В. Перунов. Он приглашает в "очередные" режиссеры В. Медведева, который впоследствии станет и главным. Медведев сплотил вокруг себя талантливую работоспособную молодежь. Многое тогда в театре делалось на энтузиазме актеров. Они не только с увлечением репетировали и играли спектакли, но и участвовали в их оформлении, таскали декорации, а по ночам собирались у кого-нибудь на квартире и спорили об искусстве, слушали Высоцкого, читали стихи. Валерий Петрович знал наизусть, наверное, всего Мандельштама. Сам молодой, обладающий феноменальными знаниями по искусству, он пользовался огромным авторитетом, всегда был "старшим".

Со спектаклем Медведева "С любимыми не расставайтесь" по пьесе А. Володина на сцену пришла новая сценография, зазвучали имена актеров А. Иванова, А. Шафировой, П. Табакаря. Вскоре в театре появился профессиональный театральный художник В. Стуков. Это было время подъема, молодой дерзости, огромной жажды деятельности. Спектакли "Весенний день тридцатое апреля" А. Зака и И. Кузнецова, "Так и будет" К. Симонова с Э. Шумахером в главной роли, "Банкрот или Свои люди – сочтемся" А. Островского со смешной, трогательной С. Лаптевой, "Письма к другу" А. Лиханова и И. Шур, "20 лет спустя" М. Светлова вызывали интерес, споры. Нередко возникали обсуждения со зрителями прямо после спектакля.

Этот молодой взлет органично перешел в период солидности, стабильности, классического мирового репертуара. И, несмотря на "перестройку", несмотря на то, что труппе театра со спектаклями приходилось кочевать по сценам Дворцов Культуры, театр не переставал дарить людям свое искусство. В 80 – 90 годы прошлого века в течение 16 лет труппой руководил Ю. Кужелев, сильный, опытный артист, режиссер. Основой репертуара была русская и зарубежная классика: "Дядя Ваня" А. Чехова, "Ричард III" В. Шекспира, "Василиса Мелентьева" А. Островского, "Эзоп" Г. Фигейреду, в которой Юрий Анреевич и сам замечательно играл Ричарда III, Серебрякова и других. Так же ставились лучшие, самые острые современные пьесы – "Порог" и "Рядовые" А. Дударева, "Звезды на утреннем небе" Галина, "Гнездо глухаря" и "Кабанчик" В. Розова.

До сих пор, называя лучшие спектакли каменского театра, обязательно назовут "Гнездо глухаря". Ярко, смело работали в нем ведущие актеры труппы – Г. Мурашева, А. Иванов, Н. Сохарев. Признание получили исполнители главных ролей А. Иванов и Г. Мурашова в спектакле "Сцены из супружеской жизни" Бергмана на фестивале 1990 г. "Театр без границ" в Магнитогорске. Ю. Кужелев собрал сильную талантливую труппу, в которую, кроме названных выше, входили В. Осадченко (Пабло в "Дикаре" А. Касоны), В. Запорожченко (Дон Хуан в "Последней женщине синьора Хуана" Л. Жуховицкого), Н. Алексеева (Василиса Мелентьева в одноименной пьесе А. Островского). Отличная собралась и молодежь – Н. Бузинская, Л. Овсянникова, В. Соловиченко, Е. Туманова, В. Ледяев, Л. Комаленкова.

После ухода Ю. Кужелева театр становится коммерческим. Новое руководство пытается внедрить западную модель театрального дела, что не самым лучшим образом сказывается на состоянии труппы и, в конце концов, не приживается. Наиболее удачными постановками этого периода можно назвать "Филумену Мартурано" Эдуардо де Филиппо в постановке В. Медведева с А.Ивановым и Е.Тумановой в главных ролях, "Золотого слона" А. Копкова в режиссуре В. Савина с заметной ролью Н. Бузинской, "Доходное место" А. Островского в постановке Коробицина. К сожалению, спектаклям была уготована короткая жизнь: по принятой системе работы они игрались 8-10 раз и списывались.

Возвратом к основам репертуарного театра ознаменовался приход в 2005 г. новой административной команды. В это время в театре остался лишь один  вечерний спектакль. Пришлось практически заново нарабатывать репертуар. Художественным руководителем театра стала Людмила Степановна Матис, посвятившая театру всю свою жизнь, Л.С. Матис стала приглашать на постановки режиссеров, имевших репутацию востребованных и умеющих создавать на сцене художественное произведение. Одной из несомненных удач стало приглашение на постановку московского режиссера А. Молостова. Спектакль "Безымянная звезда", поставленный им, обозначил новый этап в развитии театра. Музыкально-драматическое действо, получившееся в результате, заставило удивиться многих каменских театралов. С совершенно неожиданной стороны раскрылись многие артисты театра. А трактовка образа мадемуазель Куку актрисы Л. Комаленковой отмечена театральными критиками, как абсолютно оригинальная и не имеющая аналогов в истории постановок этой пьесы, как в театре, так и в кино. Исполнитель главной роли в этом спектакле В. Соловиченко получил приз "Лучшая мужская роль" на региональном театральном фестивале "Ирбитские подмостки – 2006".

Интересный художественный результат дал международный проект "Берег неба". Для постановки этого спектакля был приглашен режиссер из Литвы Л. Зайкаускас, давно зарекомендовавший себя в театральных кругах, как профессионал высокого класса. Спектакль по пьесе В. Асовского и Л. Зайкаускаса, написанной по мотивам рассказов Т. Гуэрры, затрагивает глубинные вопросы о смысле человеческой жизни, об умении видеть красоту мира, о радости жить. Благодаря сценографии М. Мисюковой (Уфа) и виртуозному владению режиссера искусством мизансцены спектакль получился очень выразительным, по-настоящему красивым. Яркие точные образы созданы ведущими актерами труппы: заслуженным артистом РФ А. Ивановым (Альберто), В. Соловиченко (Риккардо), Е. Тумановой (Филумена), заслуженной артисткой РФ С. Лаптевой (Бина), Н. Бузинской (Почтальонша), О. Куксовским (Антонио).

Успех у зрителей снискал спектакль по пьесе итальянского драматурга М. Камолетти "Играем в дружную семью или Гарнир по-французски", поставленный екатеринбургским режиссером Ф. Чернышевым. Фейерверк неожиданных острых ситуаций, остроумный выход из любого положения – актеры с удовольствием погрузились в стихию эксцентрического анекдота под "французским соусом" и продемонстрировали широкий диапазон своих возможностей. Л. Комаленкова в роли Жаклин вновь поразила своими возможностями быть каждый раз другой – здесь она утонченная ироничная француженка. Покорила зрителей Н. Бахарева – Сюзетта, смешная, обаятельная, наивная и расчетливая одновременно.

В 2007 году Вячеслав Соловиченко был награжден почетным званием Заслуженный артист РФ, а в 2008 году впервые в истории каменского театра артист – Александр Иванов - получил высокое звание «Народный артист РФ».

Спектакль "Старосветская любовь" по пьесе Н. Коляды в постановке Л. Матис и В. Скрябина был выдвинут на областной фестиваль "Браво!"-2006 по итогам XXVII областного конкурса "Лучшая театральная работа года". Из 70 просмотренных премьер года экспертным советом были отобраны на фестиваль, который состоялся в Екатеринбурге в мае 2007 г., 13 лучших спектаклей.

"Старосветская любовь" – спектакль, пронизанный любовью, нежностью, человечностью. Несмотря на яркую форму, карнавальную стихию зрелища, пластическое обрамление (режиссер по пластике В. Белоусов, Екатеринбург), главным в спектакле остается дуэт замечательных артистов: Л. Комаленкова – Пульхерия Ивановна и А. Иванов – Афанасий Иванович. Им-то и достались главные лавры на церемонии вручения премий: Лариса и Александр стали победителями в номинации "Лучший актерский дуэт".

С этого времени театр активно участвует в фестивальном движении.

Ровно через год та же Л. Комаленкова вновь получила статуэтку фестиваля, но уже в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Так высоко была оценена ее работа в спектакле Л. Матис «Зеленая зона» по пьесе М. Зуева. Ее героиня – бывшая провинциальная актриса Нина Дмитриевна Носкова – оставила яркий след у зрителей острой эксцентричностью эмоционального рисунка и, вместе с тем, серьезной глубиной проживания человеческой трагедии. Отметили театр и на следующем фестивале, теперь уже «Браво!»-2008. Специальный приз получила «Поллианна», спектакль по повести американской писательницы начала 20-го века Элинор Портер в постановке худрука театра.

«Зеленая зона» оказался самым титулованным за последние несколько десятилетий. Кроме премии «Браво» он получил лауреатский кубок областного конкурса «Камертон», проводимым Законодательным собранием Свердловской области. Дважды этот же спектакль был отмечен на федеральном уровне. Так, комитет V Вероссийского фестиваля «поМост» пригласил его к участию в числе лучших спектаклей театральной провинции по итогам двух лет. А з.а. РФ В. Соловиченко стал победителем VII Всероссийского фестиваля малых городов России: столичные критики отметили его в роли Прохора Пасечника – беспокойного, но со своим понятием жизненного стержня старосту барака подмосковного заводского поселка.  

Одним из наиболее ярких достижений театра стала победа в VI Международном фестивале «Золотой конек», проходившем весной 2009 года в Тюмени. Актриса театра Н. Бахарева взяла главный приз в номинации «Лучшая женская роль». Таковой международному жюри показалась роль Она в спектакле Ф. Чернышева «Психоз. 4.48» по пьесе английского драматурга Сары Кейн. Довольно известная и очень жесткая современная пьеса в трактовке Драмы Номер Три приобрела черты понятной человеческой трагедии – таково было интегрированное мнение экспертов фестиваля.

За театральный сезон 2008-2009 Каменский театр побывал на шести театральных фестивалях: двух региональных, двух российских и двух - международного уровня. Это абсолютный рекорд, опять же,  за последние несколько десятков лет. Такая активная деятельность муниципального учреждения отражается положительно, прежде всего, на внешнем имидже Каменска-Уральского, поскольку он предстает в глазах российской и мировой общественности не только как город металлургов и мастеров колокольного литья, но и как сообщество людей с мощной гуманистической составляющей, знаком которой является сильный и художественно дееспособный городской театр. Продвижению театра способствует активная менеджерская группа, в состав которой входят молодые талантливая специалисты – А. Лебедева, В. Скрябин, Е. Гусарева. Вступив в свой 85-ый, юбилейный сезон, труппа не собирается сбавлять темпов творческого роста. Сезон открылся большим спектаклем «Тевье-Тевль» по пьесе Г.Горина «Поминальная молитва» в постановке Л.Матис. В спектакле занята вся труппа театра. Театральные критики Екатеринбурга высоко оценили исполнителей главных ролей: з.а.РФ В. Соловиченко - Тевье и Н. Бузинскую - Голду. Интересно работают в спектакле  артисты, пополнившие труппу в последние годы: А. Морозов, О. Морозова, В. Скрябин, И.Симанова, И.Шмаков, А. Комарова, М. Цыганков.

"Драма номер три" полна идей и замыслов. Самый счастливый момент в театре, когда звенит третий звонок, зрители занимают свои места, гаснет свет и открывается занавес…